Основные направления работы отдела образования

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И КУЛЬТУРЫ НА 2009  ГОД

 

 

Развитие системы оценки качества образования в рамках реализации комплексного проекта модернизация образования

·  совершенствование целостной региональной системы оценки качества образования на основе  сложившихся элементов и направлений;

·  совершенствование технологии мониторинга качества образования в районе на основе соблюдения приоритетов Российской Федерации и продвижения региональных приоритетов в области образования, формирования единства подходов, инструментария, индикаторов оценки;

·  прохождение процедуры лицензирования и аккредитации образовательных учреждений;

·  развитие механизма установления связи показателей качества образования, качества труда педагогических работников и стимулирующих  выплат в рамках новой системы оплаты труда (НСОТ).  

 

Реализация приоритетного национального проекта «Образование»

·  обеспечение обоснованной, открытой, прозрачной процедуры оценки и общественной экспертизы качества образования в рамках конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» с широким участием общественности района;

·   организация работы по конкурсному отбору инновационных образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, и лучших учителей района; совершенствование процедуры и содержания конкурсного отбора ;

·   распространение лучшего инновационного опыта школ и учителей – победителей приоритетного национального проекта «Образование»;

·   создание информационного банка инновационных образовательных программ, образовательных учреждений и творчески работающих учителей;

·   информирование общественности о ходе и результатах реализации приоритетного национального проекта «Образование» в средствах массовой информации, на сайте отдела образования, молодежной политики и культуры, через размещение публичных отчётов образовательных учреждений на своих Интернет-сайтах.

 

Повышение качества дошкольного образования

·              совершенствование форм и методов психолого-педагогической работы с детьми раннего возраста;

· отработка модели организационных форм образовательного процесса, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста;

· повышение эффективности педагогической системы дошкольного образования за счет использования новых педагогических и информационных технологий;

· повышение воспитательно-образовательного потенциала дошкольных образовательных учреждений с низким показателем социально-экономической эффективности;

· оптимизация условий для сохранения и развития игры и игровой деятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении;

· совершенствование форм и механизмов здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях;

· разработка научно-методических материалов для поддержки и развития новых форм дошкольного образования;

· совершенствование системы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста;

· обеспечение психолого-педагогического сопровождения семей с детьми дошкольного возраста;

· активизация деятельности  родительской общественности в организации функционирования дошкольных образовательных учреждений.

 

Осуществление системы мер, направленных на повышение качества образования и внедрение различных форм получения общего образования в каждом образовательном учреждении

·  совершенствование  содержания образования и форм организации учебной деятельности;

·  реализация различных моделей предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени образования;

·  отработка различных форм получения общего образования с учётом социального заказа населения и с целью их внедрения в каждое образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию;

·  совершенствование организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях с целью обеспечения его вариативности, дифференциации и индивидуализации, в том числе, с использованием дистанционных технологий;

·   развитие сети межшкольных факультативов;

·  апробация различных форм взаимодействия сетевых образовательных учреждений при организации образовательного процесса и использовании материально-технических и кадровых ресурсов;

·  совершенствование управленческого и методического сопровождения деятельности образовательных учреждений.

 

Развитие форм и методов оценки качества образования

· разработка и внедрение новой критериальной базы оценки уровня обученности и результативности обучения обучающихся в  общеобразовательных учреждениях;

· проведение Единого государственного экзамена в 11-х классах по большинству предметов;

· проведение государственной итоговой аттестации по новой форме в 9-х классах по русскому языку и алгебре.

 

Развитие инновационной  деятельности и технологии  формирования  образования нового поколения

· развитие районной системы экспериментальной и инновационной деятельности в образовании;

· определение принципов и механизмов включения главных направлений экспериментальной и инновационной деятельности районных экспериментальных площадок и реализуемых ими эффективных разработок

 

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей

·      Оптимизация образовательного процесса с целью создания условий для сохранения и укрепления их здоровья:

-     внедрение здоровьесберегающих технологии;

-     внедрение «Паспорта здоровья школьников».

 

Медико-психологическое и социально-правовое сопровождение развития

ребенка в  образовательном процессе

·    отработка системы раннего выявления и учета детей, нуждающихся в особых образовательных условиях, что позволит включить в процесс обучения детей-инвалидов, ранее считавшихся необучаемыми;

·    дальнейшее развитие образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья,  обеспечивающей условия для непрерывного образования и воспитания лиц с инвалидностью; 

·    организация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий;

·    активизирование работы по созданию адаптированной для детей-инвалидов среды жизнедеятельности в обычных школах, в учреждениях дополнительного образования;

·    усовершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и иных работников, осуществляющих образовательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, ориентированную на здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания, применение новых педагогических технологий;

 

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

·    осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·    углубление сотрудничества с общественными организациями по вопросу социальной адаптации и интеграции воспитанников в социум;

·    развитие законодательной базы по социальной поддержке детей-сирот;

·    внедрение эффективных программ, направленных на профилактику заболеваемости, в том числе повышение качества жизни воспитанников, имеющих хронические заболевания;

·    изучение и распространение различных форм обучения воспитанников правам ребенка;

·    содействие в работе по приоритетному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Российской Федерации;

 

 

Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей

·    создание в учреждениях дополнительного образования детей условий для получения дополнительного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

·    максимальное удовлетворение потребностей обучающихся старшего возраста в дополнительном образовании, для чего необходимо развивать клубные формы работы, эколого-биологическое, экономическое, спортивно-техническое и проектно-исследовательское направления;

·    использование ресурса дополнительного образования в ранней профессиональной ориентации учащихся для дальнейшего определения ими профиля обучения на старшей ступени школы;

·    усиление роли Районного методического кабинета в методическом обеспечении системы дополнительного образования.

·    во взаимодействии с родительским активом продолжить работу по:

- организационному, информационному и методическому обеспечению деятельности родительских советов и комитетов;

- психолого-педагогическому просвещению родителей;

- поддержки малообеспеченных и многодетных семей, повышению ответственности семьи в воспитании детей;

- распространению передового опыта семейного воспитания и разработке мер общественной и социальной поддержки семей, хорошо воспитывающих своих детей.

 

Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании несовершеннолетних

·         улучшение системы взаимоинформирования между органами управления и образовательными учреждениями, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты и органами опеки и попечительства о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, а также взаимодействия по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних;

·         разработка и апробация эффективных технологий социальной работы и реабилитации несовершеннолетних и новых подходов в работе с семьями, находящимися в социально опасном положении;

·         совершенствование форм повышения педагогической и психологической компетенции педагогических работников образовательных учреждений и родителей обучающихся, воспитанников;

·         распространение положительного опыта, наработанного педагогическими коллективами образовательных учреждений и регулярное проведение смотра-конкурса образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

 

Модернизация системы физического воспитания детей и подростков

· совершенствование программно-методического обеспечения физической культуры и дополнительного физкультурного образования;

· контроль за качеством учебного процесса по предмету «физическая культура» и ОБЖ;

· сохранение и расширение принципа интеграции уроков физической культуры с формами дополнительного физкультурного образования и с оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня;

· дальнейшее развитие сети дополнительного физкультурного образования и увеличение контингента обучающихся, задействованных в сфере физкультурно-спортивных услуг;

· проведение системного мониторинга физической подготовленности воспитанников и обучающихся;

· организация и проведение Спартакиады обучающихся образовательных учреждений района, фестивалей, праздников, школьных и районных спортивных мероприятий;

· совершенствование системы повышения квалификации кадрового состава сферы дополнительного физкультурного образования;

· профилактика детского травматизма во время занятий физической культурой и спортом.

 

Совершенствование работы по реализации Закона Чувашской Республики «О физической культуре и спорте»

·         совершенствование работы

 

 

Повышение социального статуса, материального состояния и профессионального уровня педагогических кадров

· совершенствование работы по целевой контрактной подготовке специалистов в учреждениях высшего педагогического образования;

· организация работы по привлечению молодых специалистов в образовательные учреждения района, их адаптации и закреплению в отрасли;

· организация деятельности по обеспечению государственной поддержки и стимулированию труда педагогических и управленческих работников образования района;

· совершенствование работы по кадровому делопроизводству, оказание консультативной помощи руководителям образовательных учреждений по вопросам трудового законодательства;

 

Укрепление материально-технической базы подведомственных учреждений, хозяйственного обеспечения и финансово-хозяйственной деятельности

· совершенствование работы по укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений;

Обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности подведомственных учреждений, охране труда, профилактике травматизма

· обеспечение безопасности детей, педагогических коллективов и родителей, как во время образовательного процесса, так и при проведении массовых мероприятий, оздоровительных компаний, мероприятий вне образовательных учреждений и различных перевозках детей;

· разработка методик проведения учений и тренировок по отработке навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях у детей и педагогических коллективов;

· контроль состояния обстановки в зданиях и помещениях  учреждений и на прилегающих к ним территориях;

· обеспечение надежной и оперативной связи образовательных объектов с подразделениями служб района и оперативного реагирования на нештатные ситуации;

· организация системы работы с детьми и подростками по обучению действиям в чрезвычайных ситуациях;

· организация работы по охране труда, предупреждению производственного и детского травматизма в учреждениях;

· организация профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

· взаимодействие с органами государственного, общественного и ведомственного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде и охране труда;

· оказание методической и консультативной помощи образовательным учреждениям по вопросам охраны труда, предупреждения производственного и детского травматизма.

 

    Совершенствование комплексной системы мер по реализации государственной молодежной политики, дальнейшее развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий гражданского становления и социальной самореализации молодежи, поддержка деятельности молодежных объединений, дви­жений и инициатив

 

·         создание условий для экономической самостоятельности молодых граждан;

·         усиление государственной социально-эконо­мической поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий;

·         повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки как основы личного и профессионального успеха;

·         стимулирование инновационной деятельности молодежи района, реализация научно-технического и творческого потенциала;

·         реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации молодежи, поддержка молодежного предпринимательства;

·         формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи;

·         осуществление комплексных мер по укреплению института молодой семьи;

·         совершенствование и развитие нормативно-правового и научно-методологического обеспечения государственной молодежной политики;

·         правовая защита и социальная адаптация подростков и молодежи;

·         создание условий для патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения;

·         совершенствование механизма допризывной подготовки молодежи и призыва в армию по профилю подготовки;

·         пропаганда здорового образа жизни молодого поколения, создание и культивирование новых идеалов и ценностей, образцов для подражания, стилей жизни, моды на здоровье и физическое совершенство;

·         внедрение новых технологий коррекции, реабилитации и интеграции в общество молодых людей, склонных к агрессии, насилию и правонарушениям;

·         содействие развитию массовых видов детского, студенческого, молодежного, семейного спорта, туризма и отдыха;

·         оказание государственной поддержки деятельности детских и молодежных общественных организаций, объединений студенческой и работающей молодежи;

·         формирование у молодежи активной жизненной позиции, повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении;

·         разработка и применение технологий отбора перспективных молодых людей в органы управления на всех уровнях;

·         участие в формировании системы непрерывного образования молодых граждан

 

Контрольно-ревизионная деятельность

· осуществление постоянного, действенного контроля в соблюдении эффективного и рационального расходования средств районного бюджета, целевых средств, выделяемых как из районного, так и из федерального бюджета, состояния финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений ;

· профилактика нарушений финансовой дисциплины;

· содействие искоренению причин, порождающих бесхозяйственность, хищения государственной собственности;

· совершенствование форм и методов контроля за целевым и эффективным использованием финансовых и материальных ресурсов, предусмотренных в рамках национального проекта в сфере образования;

· повышение прозрачности и результативности бюджетных расходов ;

· определение эффективных путей взаимодействия с контрольными органами района;

 

Содействие развитию культуры района и координация деятельности по реализации государственной  политики и политики   района  в области культуры.

·         Организация деятельности  по оказанию методической и консультативной  помощи учреждениям культуры поселений  Шемуршинского района в совершенствовании культурно-досугового, библиотечно-библиографического и информационного обслуживания населения.

·         Оказание поддержки учреждениям культуры в освоении и ведении в действие государственных стандартов в области культуры.

·         Создание информационно-методического  пространства, способствующего развитию системы культуры, реализации программ модернизации учреждений культуры, организации инновационной работы и экспертного обеспечения  деятельности учреждений культуры.

·         Содействие в выполнении целевых федеральных, региональных программ. Разработка и реализация муниципальных программ в области культуры.

·         Осуществление организации фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно -  культурных мероприятий.

·         Сохранение самобытной культуры народов, проживающих на территории Шемуршинского района, декоративно - прикладного искусства, сбор и обработка информации по фольклору.

·         Организация повышения квалификации  руководителей и специалистов учреждений культуры.

·         Обеспечение  свободного  доступа к справочно-правовой  системе находящейся в распоряжении РИМЦ: СПС «Консультант Плюс», СПС «Гарант,ИПС«Законодательство России» БПА Шемуршинского района,ИС «Кодекс21» ЦНТД «Техэксперт»

·              Проведение социологических исследований совместно с учреждениями культуры по проблемам  улучшения развития культуры.

·              . Проведение комплекса  обучающих мероприятий по внедрению в деятельность учреждений культуры нормативно- правовой документации, методических разработок.

·              Изучение и обобщение передового отечественного и зарубежного опыта в области  организации культурной деятельности и методической работы и внедрение его в практику работы в учреждениях культуры.

·              Мониторинг деятельности учреждений культуры Шемуршинского района, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов.