Работа с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста.
Автор: учитель начальных классов МБОУ
«Бичурга-Баишевская СОШ»
Сандрейкина Елена Михайловна
Духовно-нравственное
воспитание детей является одним из приоритетных направлений содержания
начального образования. Целью духовно-нравственного воспитания школьников
является формирование таких нравственных качеств личности, как уважение
родителей, старших, потребность в здоровом образе жизни, культуре общения,
любви к своей Родине, бережном отношении к родной Земле, в накоплении духовного
опыта, основанного на традициях.
Главной
задачей нравственного воспитания детей является совместная работа школы с
семьей. Именно в семье должны сохраняться и передаваться обычаи и семейные
ценности. Необходимо донести до родителей, что семья, в первую очередь, несет
ответственность за воспитание детей.
В
настоящее время все активнее стали оказывать отрицательное влияние на
духовно-нравственное развитие ребенка неконтролируемый просмотр телевизора,
гаджеты. Интернет вытолкнул на второй план книги и живое общение. Материальная
сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому иногда у детей
искажается представление о доброте, милосердии, сострадании и патриотизме.
Воспитание духовно-нравственных представлений – дело не одного дня и даже не
месяца.
В нашей
школе ведется предмет «Основы религиозных культур и светской этики», модуль
«Основы православной культуры». В этом модуле мы знакомим детей с культурными
традициями Чувашской земли. Здесь из
покон веков жили православные люди. Православие на Руси живет более тысячи лет.
Для того чтобы жить в обществе, нужно знать его устои и традиции. В рамках
преподавания курса не предусматривается обучение религии. Школьники знакомятся
с первоначальными представлениями о православной культуре.
При
определении модуля предмета «Основы религиозных культур и светской этики» на
родительских собраниях мы рассказываем о том, что будут изучать дети на уроках.
Например, при знакомстве с главным праздником христианского мира – Пасхой, дети
узнают историю и традицию праздника. Познакомятся с легендой, почему на
праздник красят яйца в красный цвет, что символизируют пасхальные угощения.
На уроках
православной культуры дети познакомятся и с некоторыми заповедями. Мы говорим
об уважении своих родителей. Объясняем, что значит почитание родителей, что это
не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей, в том числе душевным
вниманием и участием.
Рассказываем,
что обозначают заповеди: не убивай, не кради, не лги, не завидуй. Они касаются
всех людей, независимо от национальности и вероисповедания, а даже тех, кто
смотрит на другого человека с ненавистью. Тот, кто крадет – причиняет страдания
другому человеку. Украсть можно и время, и доброе имя. Зависть мешает
радоваться жизни, а любой обман рано или поздно раскроется, и его последствия
будут гораздо хуже, чем те, страх перед которыми подтолкнул ко лжи. Это очень
широкие заповеди. На уроках мы подбираем к заповедям пословицы и поговорки,
учимся их объяснять.
Беседуем
мы и о доброте, милосердии, совести, говорим о том, как важно уметь слушать ее
подсказки. Приводим примеры из литературы, истории, разбираем притчи разных
народов.
Знания,
полученные на занятиях по православной культуре, знакомят детей с историей и
традициями нашего родного края, а также учат различать добро и зло, слушать
голос своей совести. Вся работа строится в тесном контакте с семьей. Священник
Василий Васильевич Зеньковский писал о том, что «вся духовно-нравственная
работа вне семьи, хотя, без сомнения, нужна и значит очень много, никогда не
может захватить души так широко и глубоко, как это возможно в семье... Вне
семьи и мимо семьи религиозное оживление не сможет иметь исторического влияния.
Реальную и полную основу духовно-нравственного возрождения России может создать
именно семья».