«Использование информационных и цифровых технологий на уроках
русского языка и литературы» .Из опыта работы
Процесс становления современной системы образования, сориентированной на вхождение в единое образовательное пространство, сопровождается существенными изменениями в практике учебно-воспитательного процесса. В условиях реализации личностно ориентированной образовательной парадигмы школа стремится создать благоприятные условия для раскрытия потенциала учащихся, развития способностей, формирования навыков самообразования, самоопределения, самостоятельности мышления и самореализации. Именно современные инновационные технологии позволят перевести учебно-познавательную деятельность школьников на новый продуктивно-творческий уровень и положительно решать основные задачи современного образования.
В связи с этим тема представленной работы по использованию информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы является, несомненно, актуальной.
Практическое применение информационно-коммуникационных технологий и мультимедиа средств в преподавании русского языка и литературы
Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объём произведений в литературе. Повышать мотивацию необходимо за счёт создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования информационных компьютерных технологий является повышение эффективности урока. К достижению данной цели я иду через реализацию следующих задач:
· повышение мотивации обучения,
· развитие познавательной активности учащихся,
· стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам;
· совершенствование форм и методов организации учебного процесса;
· формирование информационно-коммуникативной компетентности
На своих уроках я использую компьютер как:
· средство для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний;
· средство информационной поддержки учебного процесса;
· дополнительный источник информации;
· средство для определения уровня знаний и контроля над усвоением учебного материала, универсальный тренажер для приобретения навыков практического применения знаний.
Владение компьютером оказывает мне существенную помощь в работе над самообразованием.
Мультимедиа позволяет мне готовить к урокам разные продукты: тесты, разноуровневые задания, стихотворения и прозу для анализа и сопоставительного анализа, проекты, исследования, рефераты, доклады, небольшие сообщения, буклеты, презентации.
Работа с презентациями создаёт предпосылки к индивидуализации обучения, что в свою очередь, предполагает появление новых форм взаимодействия обучающего и обучаемого в учебном процессе. Творческий процесс поглощает всех учащихся. Каждый старается сделать свою презентацию более информативной, убедительной, выразительной, эстетичной, оригинальной по сравнению с уже имеющимися.
Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа-проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения позволяют трансформировать традиционный процесс в развивающийся и творческий.
ИКТ на уроках русского языка
Компьютерные программы «Фраза», «Репетитор» убедили меня в целесообразности использования их для организации дифференцированного тренинга на уроках русского языка. Компьютер может оказать значительную помощь учителю в работе не только со слабыми, но и с сильными учащимися.
Так, сильным ученикам можно предложить более трудный дидактический материал, т.е. слова с несколькими орфограммами, сложным морфологическим составом, задания творческого характера. Для слабых учащихся включить дополнительный материал, который восполнял бы пробелы в знаниях, актуализировал бы их опорные знания, умения и навыки, необходимые для изучения каждой конкретной темы
ИКТ на уроках литературы
На данный момент в моей методической копилке есть презентации к урокам и внеклассным мероприятиям по литературе, построенные с использованием компьютерной техники, созданные в программе Microsoft Power Point. Для эффективного использования данного электронного пособия достаточно наличие в кабинете ПК и мультимедийный проектора. Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности, что очень важно на уроках литературы. Напомню известную фразу К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...»
Современные технологии, как известно, позволяют успешно использовать в мультимедийном уроке фрагменты видеофильмов, презентации, выходы в Интернет. Использую различные сайты (www.grin.feo.ru (виртуальный литературно-мемориальный музей А.С.Грина); www.pushkin.ru (виртуальный музей А.С.Пушкина) www.kazza.com (архив музыки, фильмов и рисунков); www.schools.techno.ru (программы-репетиторы, необходимые учебники и полезные ссылки); видеоролики «Живой голос Солженицына».)
На уроке литературы ИКТ позволяют открыть активный познавательный потенциал учащихся, дают им возможность всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования. Привнесение информационных технологий в среду урока обогащает его трофику (звуковую, визуальную, эмоциональную, интеллектуальную, духовную). Кроме того, создаёт стихии заинтересованности, поиска, творчества, воспроизводства знаний, а также стихию доброжелательности, в которой ученик и учитель выступают в качестве партнёров.
Компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.
Глава3.
Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы
Рассмотрев теоретические и практические подходы к использованию ИКТ в области филологии и результаты освоения ИКТ в преподавании русского языка и литературы, можно сформулировать следующие рекомендации:
1. Компьютерные программы не должны использоваться с развлекательной направленностью и с исключительной целью повышения интереса к предмету путем показа визуальных объектов. В языковом развитии обучающегося важно использовать мультимедиа средства (ИКТ) не только в качестве иллюстративного материала, но и как основу для структурирования и систематизации информации, творческого применения полученных знаний, т.е. иллюстрации должны подкреплять познавательную деятельность, а не заменять её.
2. Используя ИКТ, необходимо планировать работу по обобщению и закреплению учебного материала курсов русского языка и литературы через использование мультимедийных энциклопедий, включение тестовых заданий и закрепление знаний, умений и навыков на обучающих тренажерах, в обучающих программах.
3. При использовании ИКТ в преподавании филологических дисциплин важно интенсифицировать работу с текстом, увеличить объём коммуникативных упражнений, активизировать познавательную деятельность обучающихся за счёт сокращения затрат времени на другие виды работ, как например, различного рода списывания.
4. Планируя формы работы с текстом на уроках с использованием ИКТ, необходимо создавать проблемные ситуации, развивать творческий потенциал обучающихся; не перегружать учебный материал использованием ИКТ (чрезмерное увлечение компьютером может принести вред, снизить работоспособность школьников).
5. Для развития коммуникативной компетенции необходимо продумывать взаимодействие учеников в группе, поэтому важно при использовании ИКТ планировать групповые задания. Благодаря обсуждению и проектированию образовательного процесса его участники по мере накопления опыта обсуждений приобретают многие полезные умения и свойства: выделять и излагать свою позицию и воспринимать чужую; подчиняться общим правилам и вырабатывать на этой основе способы саморегуляции и адекватной самооценки и др.
6. Необходимо ориентировать учебную деятельность и самостоятельную работу обучающихся на удовлетворение образовательных потребностей школьника.
7. При использовании ИКТ в реализации ученических проектов нужно обеспечить всестороннюю поддержку и поощрение инициатив участников.
8. При подготовке к занятиям с использованием ИКТ необходимо учитывать особенности акцентирования (зрительного) отдельных элементов, физиологические стороны восприятия (четкость печати, особенности шрифтов и т.д.).
Таким образом, практическое применение информационно-коммуникативных технологий и мультимедиа средств в преподавании филологических дисциплин требует не только тщательной подготовки, но и проектирования образовательного процесса с учетом различных аспектов использования ИКТ.
ІІІ. Заключение
Влияние новых технологий на образование неизбежно. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому.
Ценно то, что из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний. Работа по новым технологиям позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
1. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения. / Ю.К.Бабанский – М.: Педагогика. – 1997. –103 с.
2. Вербицкий, А.А. Психолого-педагогические особенности использования ИКТ, как орудия образовательной деятельности./ А.А.Вербицкий – Интернет-ресурс http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/technology/interaction/9.2.htm
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология./Л.С.Выготский. – М.: Педагогика, – 1991. – 480 с.
4.Виштынецкий, Е.И., Кривошеев, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения/ Е.И. Выштынецкий, А.О. Кривошеев// Информационные технологии. – 1998. - № 2. – С. 32-37
5. Гершунский, Б.С. Компьютеризация в среде образования/ Б.С. Гершунский – М.: АПК и ПРО, – 1987. – 263 с.
6. Информационно-коммуникативные технологии на уроках русского языка и литературы: материалы сообщества. – Интернет-ресурс http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com
7. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет-ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm
8. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под. ред. Е. С. Полат. – М.: Изд. центр «Академия», – 2000. – 272 с.
9. Сидорова, В. В. Современные образовательные технологии и их роль в обучении. / В.В.Сидорова. Интернет-ресурс http://www.muh.ru/.Docs/071016_conf/071025_sidorova.htm?user=57738563605cfbccef62b1d4106ae860
10. Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании». Интернет-ресурс http://journal.kuzspa.ru/
11.Данилова И.Н. Метод мультимедиа проектов в системе преподавания уроков русского языка и литературы профильных классов. Научно-методический журнал «Педагогічна скарбниця Донеччини», 2006, стр.42
12.Мельникова Л.В. Создание электронного учебника по русскому языку как продуктивное средство развития ИКТ – компетентности педагога. Наукова скарбниця Донеччини, 2008, №2, стр. 115-120