Особенности работы с одаренными детьми

Особенности работы с одаренными детьми

(Из опыта работы учителя математики высшей категории Ивановой Л.Н.)

 

 

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне.

Важная роль в выявлении и развитии одаренных детей отводится школе. Учить разных детей одинаково нельзя – это истина, известная каждому педагогу. Но всегда ли удается реализовать ее в повседневной работе с учащимися? А если  в классе есть одаренные дети? Тогда вопросов больше, чем ответов. Что считать одаренностью? Как выявить одаренных детей? Как их учить? Как строить отношения с ними? Каковы цели работы с одаренными детьми? Тема эта безгранична и бездонна.

Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

Одаренного ребенка нельзя не заметить, он всегда бросается в глаза, выделяется среди других своими особенными склонностями и способностями. Способности – психологические особенности, отличающие одного человека от других, которые способствуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся знаниям, умениям и навыкам.

Как же распознать одаренность? Для ее выявления используются самые разные методы: от простого педагогического наблюдения до специально-разработанных тестовых заданий, а также игровых и тренинговых методов. Психологи занимаются тестированием, а основной метод учителя предметника – это наблюдение. На какие же принципы одаренности следует обращать внимание учителю-предметнику?

В своей работе я выделяю следующие признаки одаренности:

- способность ребенка быстро схватывать смысл принципов, понятий, логических построений,

- высокая познавательная потребность,

- высокая концентрация внутреннего внимания (Шостакович не сочинял свои симфонии на рояле, а придумывал их в голове и сразу записывал их на чистовик).

- способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, в том числе необычные,

- отличная память (Л.Н.Толстой утверждал, что он помнит грудь матери, когда она его кормила в младенчестве),

Итак, приступая к работе с одаренными детьми, педагог должен хорошо разбираться в психологии одаренности и знать, что одаренные дети – очень ранимые, тонкие натуры и поэтому от учителя требуется особое внимание, тактичность и корректность.

Ничто так не губит способности как стандартный, безжизненный, усредненный подход, репродуктивные задания, бесконечная фронтальная работа. Одаренность не развивается в узких, жестко заданных рамках! Для того, чтобы способности развивались, их нужно постоянно тренировать, необходим простор для личностного роста. «Талант расцветает только на свободе»

Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность.  Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Прогнозировать развитие детской одаренности чрезвычайно сложно. Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие  компоненты:

выявление одаренных детей;

развитие творческих способностей на уроках;

развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа).

Необходимым условием для успешного обучения я считаю установление контакта с учащимися, создание ситуации успеха и атмосферы радости общения.

Используя дифференцированный подход к контролю усвоения учебного материала по математике, я гибко подхожу к личностно-ориентированному обучению, при котором максимально раскрываются индивидуальные способности каждого ученика, имеющего возможность самостоятельно выбрать его доступный уровень и получить оценку по выбранному именно им уровню, а также реально помогающее ему добиваться новых, более высоких результатов.

Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися должны сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися класса и в то же время отличаться определенным своеобразием. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны быть разнообразны и направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Формы индивидуальной работы на уроке могут быть: составление опорных конспектов, интеллект- карт, выполнение творческих заданий, выступление с рефератами, участие в конкурсах шпаргалок, кроссвордов, презентации портфолио по теме урока или портфолио своих достижений.

Большую роль играет групповая работа на уроке , когда в группу входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одаренный ученик выполняет роль консультанта.

В числе эффективных педагогических технологий для работы с одаренными детьми  являются исследовательская и проектная деятельность, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология «Портфель ученика».

При работе с одаренными детьми ведущими являются методы творческого характера: проблемные, поисковые, эвристические, проектные исследовательские - в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

Одаренные дети в большинстве своем индивидуалисты, предпочитают трудиться в одиночку, поэтому важно, чтобы это были и индивидуальные и коллективные формы работы (парные, групповые, командные), которые дают возможность одаренному ребенку адаптироваться к взаимодействию с другими детьми, научиться прислушиваться к мнению других, высказывать и отстаивать свою точку зрения, корректировать свое поведение и подчинять свои интересы интересам коллектива, команды.

Главное выбрать ту форму работы, которая в большей степени раскроет способности талантливых учащихся, создаст ситуацию успеха и атмосферу радости общения. Такой формой работы на моих занятиях является метод проектов. Преимущества данного метода таковы:

- реализация дифференцированного подхода к обучению;

- возможность сочетать индивидуальные, парные и групповые формы работы; -- многообразие форм реализации проекта и оформления конечного результата;

- реализация творческого потенциала учащихся и учителя, создание позитивного настроя (ситуации успеха), стимула для дальнейшего творчества;

- повышение самооценки;

- создание позитивной модели социального взаимодействия и сотрудничества в рамках сферы учебной и исследовательской деятельности.

Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по математике. В школе ежегодно проводятся предметные недели, где учащиеся могут проявить себя в различных викторинах, конкурсах: «КВМ», «Своя игра», «Умники и умницы», «Кто хочет стать отличником», «Звездный час» и др.

Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности. Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.

Мои ученики участвуют в исследовательской работе, свои результаты они представляют на районном, республиканском уровнях. Только постоянная и кропотливая работа с учащимися и над собой приносит свои плоды.

 

 «Одаренные дети» — это особые дети и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности происходит развитие способностей

«Забота об одаренных детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра.

Выводы

Готовность педагога  работать с  одаренными детьми  определяется наличием у него теоретических знаний и практического опыта.

Требования, которые предъявляются к педагогам, работающим с одаренными детьми, можно сформулировать следующие:

- высокая профессиональная компетентность;

- высокий уровень теоретической подготовки;

-активная научно-методическая деятельность;

- владение возрастной психологией;

- стремление к самообразованию и самосовершенствованию;

- требовательность и умение найти  подход к детям;

- общекультурная эрудированность;

- наличие организаторских способностей;

- знание и применение здоровьесберегающих технологий.

 

Один из сложных вопросов, на который ищут ответы учителя, - как подготовить ученика к участию в разного рода соревнованиях по предмету. Особое место занимают олимпиады. Успешная подготовка школьников к олимпиадам -  важное звено в оценке работы учителя. Причины успеха работы учителя можно сформулировать следующим образом:

- осознание важности этой работы самим педагогом;

- развитие компетенций учителя, его стремление к интеллектуальному совершенствованию; проявление поисковой активности, любознательности;

- знание педагогами психологических особенностей одаренных детей;

- грамотно проведенная диагностика;

- заинтересованность учащихся;

- правильный отбор материала;

- планомерная, кропотливая система работы с использованием эффективных

форм и методов.