Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся.
Каким же образом активизировать учащихся на уроке?
Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.
Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты:
· Готовность выполнять учебные задания;
· Стремление к самостоятельной деятельности;
· Сознательность при выполнении заданий;
· Систематичность обучения;
· Стремление повысить свой личный уровень.
С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся, это самостоятельность.
Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией.
Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.
Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.
Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:
· Отстаивают своё мнение;
· Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
· Задают вопросы друг другу и учителю;
· Анализируют ответы друг друга;
· Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
· Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
· Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
· Находят несколько вариантов решения проблемы;
· Выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);
· Нахождение “ошибкоопасных мест”.
Выделяются уровни познавательной активности:
Уровень I. Воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащихся понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний.
Уровень II. Интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением учащихся к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в изменённых условиях.
Уровень III. Творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
В своей работе я использую различные приёмы активизации познавательной деятельности, например:
1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.
2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.
3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаем ответ).
4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формулируют вывод.
Все эти методы действуют в органическом единстве.
Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников. Это:
Словесные методы
1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать своё мнение и внимательно слушать мнение других.
2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь, пользоваться различными источниками информации.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Наглядные методы
Частично-поисковый (часть новых знаний учащиеся добывают сами).
Практические методы
Частично-поисковый лабораторный метод.
В стенах школы мы должны подготовить конкурентоспособных членов общества. Поэтому я и стараюсь развивать на своих уроках такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
. Частично-поисковый лабораторный метод используется во время внеурочных занятий.
На этих занятиях готовлю к олимпиадам, марафонам, чемпионатам, конференциям, к итоговой аттестации.
Вот некоторые достижения:
1. Участие моих учеников в предметных мероприятиях:
2006-07 уч. год – 38%;
2007-08 уч. год – 44%;
2008-09 уч. год – 46%.
2. Мои ученики принимают активное участие в школьных, краевых и всероссийских математических конкурсах, олимпиадах, чемпионатах, научно-практических конференциях.
3. Занятость детей в математических гомогенных группах, кружках:
2006-07 уч. год – 40%;
2007-08 уч. год – 50%;
2008-09 уч. год – 50%.
4. Трудоустройство выпускников (последний мой выпуск):
66% – высшие учебные заведения;
25% – средние учебные заведения;
8% – работают.
Технические специальности и специальности с профилирующим предметом математика выбрали 68%.