Формирование познавательной активности

                                    Формирование познавательной активности

                                                        ( из опыта работы)

 

       Центральной фигурой в школе является ученик. И все, что делается в стенах школы, связано с созданием благоприятных условий для школьника, чтобы было ему комфортно, удобно, интересно.

     Сейчас уже ни для кого не секрет, что установка традиционной системы образования дать учащемуся некоторую сумму знаний- не является бесспорной. Главная цель обучения – приобретение обобщающих стратегий. Надо учить учиться.

    В этом деле учитель должен ощущать, воспринимать предмет сердцем, глазами ученика. Учитель с учеником вместе постигают проблему. При этом впереди идет ученик. Учитель же освещает ему дорогу к вершине. Ученик идет по ней самостоятельно. Покоряет вершину сам.

   За много лет работы в школе я не встретила и двух одинаково мыслящих учеников. Каждому нужен особый подход, постараться думать, понять проблему его головой. Постепенно, анализируя то, что делала, я стала ощущать контуры  какой-то системы. Наиболее резко проблема обозначалась при освоении нового раздела с новой терминологией. К примеру в начале изучения  алгебры, дробей, тригонометрии, логарифмов, производных, интегралов. Исходя из логики предмета, надо ввести новую терминологию, дать  правила преобразования новых категорий, освоить их при решении задач. Время от времени повторять пройденное.

    Однако на первых порах я видела в глазах учеников растерянность, беспомощность при виде нового, непривычного: букв вместо привычных чисел; линий дробей и того, что пишется над ними и под; каких-то «sin», «cos», «tg», «сtg», «sec», «cosec», «log» с «числами» и «основаниями». Человеку нужно определенное время на освоение нового, привыкание к нему. Только после этого можно свободно мыслить в новых категориях, оперировать ими. Значит, это время надо ученику предоставить, дать ему в достаточной мере « наиграться» с буквами- числами; порешать простые примеры с новыми обозначениями деления; привыкнуть к виду десятичных дробей, тригонометрических функций, логарифмов и т.д. Только после этого ученик будет способен в полной мере оперировать новым материалом.

     Однако… Занимаясь какое-то время данной темой, я начинала замечать в глазах учеников вместо былой растерянности… обыкновенную скуку. Все уже готово к выводу основных взаимоотношений, а ученику – неинтересно.

     Но я постепенно осознала, что « кратчайшее расстояние» к новому – не прямая», выстроенная в логике предмета, а лавирование между разными разделами с ориентацией на …блеск, интерес в глазах учеников. «Лавирование» позволяет достигнуть глубокого осмысления сразу нескольких разделов, притом в соответствии с темпом программы. Секрет прост: в блеске глаз учеников. В каждом из разделов осуществляется эпизодическое, с перерывами, освоение материала, с повторением и закреплением пройденного ранее и с последующим углублением. При этом формируются связи между разделами. Таким образом, можно усваивать глубоко, с пониманием сути, без автоматического начетничества обширные области знаний, внутреннее взаимосвязанные друг с другом.

    Еще одно совершенно необходимое слагаемое успеха: блеск в глазах… учителя. Да и как может быть иначе! Ведь он погружен в освоение материала « посредством» разных индивидуальностей, индуцируя активность каждого ученика и класса в целом, чтобы никто не « выпал» ни от непонимания, ни от скуки, ни просто от желания поразвлечься.

     Приложение:

Приведу лишь несколько примеров из собственной практики с положительными результатами.

1. На стадии изучения распределительного и сочетательного законов, действий со скобками ввожу буквенные обозначения с использованием счетных палочек. К началу изучения алгебры  ученики уже привыкнут к ним и смогут сами оперировать, как с числами.

2. Так же заблаговременно приучаю учеников к двойному обозначению деления, вводить дроби.

3. На первом этапе знакомства с тригонометрией дело ограничивалось лишь знакомством. В прямоугольном треугольнике с известными сторонами ( всеми сторонами, поскольку ученики еще не знают теорему Пифагора)  ставилась задача найти углы. Считались значения тригонометрических функций и по таблицам находились углы. Результат расчета сопоставлялся с измерением углов при построении. При этом естественным образом давала определение тригонометрических функций. Так же давала решение прямоугольных треугольников по разным вариантам двух известных элементов. Уже на этом этапе ( если ученик к этому морально предрасположены) посредством тригонометрических функций даю теорему Пифагора с сопутствующим соотношениями между элементами треугольника. После некоторого перерыва даю вывод значения тригонометрических функций для углов 30º,45º и 60º, а также основные соотношения между тригонометрическими функциями.

4. Расширение « фронта» охватывало и физику. При изучении равномерного, а затем и равноускоренного движения давалась геометрическая интерпретация пройденного пути как площади на графике υ(t). Затем давался принцип расчета по этому методу пути при более сложном движении с разбиением графика на бесконечно малые трапеции. При этом « попутно» ученики узнавали о том, что такое бесконечно малое и бесконечно большое ( в « наглядном приближении», конечно).

5. Подобное разбиение на бесконечно малые элементы можно использовать и при выводе длины дуги, в качестве приложения к подобию треугольников. Тут же можно дать и две системы единиц измерения углов: градусную и радианную; вывести формулу длины окружности.

 

 Комбинирование ( во взаимосвязи) разных разделов побуждает учеников к творческому, немеханическому мышлению, углубляет понимание.

6. Задачи по кинематике равноускоренного движения хорошо увязываются с  динамикой, вторым законом Ньютона; закон всемирного тяготения – со свободным движением тела в поле тяжести вблизи поверхности Земли; электродинамика – с законами механики и т.д. При изучении движения заряженных тел в электромагнитном поле показываю неработоспособность закона Кулона, даю представление об электромагнитном поле.

   Уже на первых шагах освоения арифметики даю представление о модельном характере ее и математики в целом: легко показать на наглядных примерах отсутствие в природе идентичных предметов, а значит – условность, модельность понятия числа и математики.

 В частности, это видно даже на таком элементарном примере, как определение площади прямоугольника. Во- первых, дается единица измерения ( квадратный сантиметр, к примеру). Затем – площадь прямоугольника  как количество этих единиц. Сначала в одном ряду квадратных сантиметров ( ученики сначала складывали его из вырезанных квадратных сантиметров, затем- чертили). Затем в нескольких таких рядах, разделенных друг от друга. Затем в тех же рядах, но расположенных вплотную друг к другу. Выяснилось, что площадь прямоугольника равна количеству квадратных сантиметров в одном ряду, умноженному на безразмерное количество рядов. После этого было сказано: люди договорились считать площадь прямоугольника как произведение его сторон, выраженных в сантиметрах ( при проверке результат оказывается тем же). Опыт показывает, что удается объединить в единый комплекс освоение обширной области взаимосвязанных между собой знаний на базе и с развитием активного, творческого участия учеников.

     «Ученик- это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». А чтобы « Зажечь» каждого ученика на уроке, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности на каждом уроке.

     Понятие « деятельность» - одно из основных в современной психологии. Деятельностью называется процесс активности человека, характеризуемый предметом, потребностью, целями и условиями их достижения, действиями и операциями.

Потребность в деятельности - основной источник активности человека.

       Форма проявления потребности – мотив - то, что побуждает человека к деятельности. Под учебной деятельностью понимаю деятельность, направленную на приобретение знаний о предмете изучения и общих приемах решения связанных с ним задач.

        Познавательная деятельность – это познание не только в целях учения, но и для открытия нового в науке. Познавательные процессы ( восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивает ее эффективность. Любой человек рождается с задатками к познавательной  деятельности, но уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от задатков, полученных при рождении, но и гораздо большей мере от характера формирования познавательных возможностей в семье, в школе, от собственной деятельности по развитию своих интеллектуальных способностей. Моя задача – организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировать потребности в творческом преобразовании учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

       Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.

       Пробуждая интерес к своему предмету, я стараюсь укрепить веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Работаю над развитием творческих возможностей у слабых учеников, не даю останавливаться в своем развитии более сильным ученикам. Учу всех воспитывать в себе силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий.

     Для создания глубокого интереса к предмету, для развития познавательной активности я ищу новые формы, методы и приемы обучения. Для стимулирования развития самодеятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста. В своей работе практикую уроки лекции, семинары, зачеты, пресс- конференции, деловые игры, модульные уроки и т.д.

     Одна из форм активного обучения – интегрированные уроки.

      Именно на таких уроках  расширяются представления школьников по изучаемой теме, показывается связь математики с разными областями человеческих знаний.

      Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом явлении, событии, процессе, которые отражаются в теме, разделе программы.

      Интегрированные уроки помогают формировать познавательные, творческие умения и вырабатывать на их основе правильные оценочные суждения; развивать  коммуникативные, речевые, творческие, общепредметные умения; ассоциативное, логическое мышление, моделировать интеллектуальную деятельность учащихся, глубже познать мир.