Факторы успешности учеников на экзамене

Факторы успешности учеников на экзамене

(из опыта работы Ивановой Л.Н.)

          Основная задача, которая стоит перед каждым учителем, это как можно лучше подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Потому что результаты, полученные выпускниками на ЕГЭ, это и оценка работы учителя. Поэтому заинтересованность  учащихся и учителей растет с каждым годом. Каждый педагог ищет и стремится применять в своей работе наиболее эффективные технологии, методы и  формы  обучения.

         Экзамены, являясь неотьемленой частью нашей жизни,  всегда остаются серьезным и нелегким испытанием. Несомненно, что к началу экзаменов у старшеклассников должна быть сформирована и развита и педагогическая готовность (наличие ЗУН по предмету) и психологическая готовность, которая включает в себя множество аспектов, таких как самооценка, тревожность, психологическое состояние, личностные характеристики. Экзамен зачастую требует от детей знаний выходящих за рамки школьной программы, требующей неординарного подхода к решению задач, высокой мобильности т.к. экзаменуемому необходимо быстро переключаться с одного задания на другое.

          ЕГЭ , уже ставший реальностью нашего времени, тем не менее вызывает много нареканий и у преподавателей, и у родителей, и выпускников, т.к. на итоговый результат могут влиять совершенно различные факторы, которые порой даже трудно предугадать.

         Математика - высокая винтовая лестница. Прежде чем достичь вершины, нам вместе с учениками нужно пройти долгий путь познания -  «от я хочу, до я знаю и могу».

         Может ли наша работа быть успешной? Сложности есть всегда. Это и низкая мотивация учащихся и недостаточный уровень педагогического мастерства, несовершенная материально-техническая база и т.д. и т.п. Но большинство недостатков можно исправить: повысить мастерство педагога через  применение новых технологий, улучшить материально- техническую  базу за счет пересмотра и грамотного составления плана финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, где приоритеты расставлены по необходимым потребностям.

          А вот мотивация - это самое сложное. И наш принцип: идти к детям не со своим предметом, а  вместе с детьми идти к предмету. В этом нам помогают    уроки с использованием электронных продуктов, интерактивной доски, мобильного класса, решение тестов в режиме online. Разнообразие уроков и видов деятельности, индивидуальный подход  к каждому ученику повышают мотивацию.

          Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, и обучить может лишь того, кто хочет учиться и кто  учится сам. Одна из продуктивных форм организации учебного сотрудничества  - групповая работа.  Цель технологии группового обучения – создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. 

         При разборе задач у учащихся часто возникают различные вопросы, и оказать каждому помощь на уроке не возможно, но если ученики работают в группах, они быстрее находят пути решения и могут оказать консультативную помощь друг другу. Эта форма эффективна и при работе с тестами, когда тест,  дается не индивидуально каждому, а паре учащихся. Причем, при такой организации обучения можно осуществлять и дифферецированный подход.

          Ещё мне хочется остановиться на системе устных упражнений. Развитие скорости устных вычислений и преобразований, а также развитие навыков решения простейших задач «в уме» является важным элементом подготовки ученика к ЕГЭ.

          Следует обратить внимание и на упражнения сопутствующего повторения. Почти все уроки я начинаются  с небольшой устной работы, на которой учащимся предлагаются задания по изучаемой теме и задачи на повторение. Устный счет повышает вычислительные навыки, что в дальнейшем сэкономит время при решении более сложных примеров. Устные упражнения важны еще и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать на слух, быстрота реакции.

          Разнообразие форм представления информации активизирует процесс усвоения материала, учит ребят быстро разбираться в таблицах, схемах, диаграммах, самостоятельно их составлять. Упражнения на соотношение помогут проверить теоретический материал, лучше запомнить формулы.

         Еще одно из направлений – это дистанционное образование, в частности интерактивные тесты. Это подспорье в работе. Для учащихся это интересно,  а для педагога- это и экономия времени проверки и возможность  разнообразить задания, да к тому же, проверка и анализ этих работ производится автоматически.

         В последнее время много говорят о системе инновационной оценки – «портфолио», ориентированной на личные достижения ребенка, его индивидуальный рост. Эту технологию я применяю на этапе мониторинга. Все тренировочные тесты, выполненные на листочках или на бланках ЕГЭ, учащиеся собирают в папки. Это дает возможность отслеживать динамику роста  отдельных учеников, контролировать выполнение работы над ошибками, выявлять темы, которые на данном этапе обучения плохо усвоены, т.е. корректировать процесс обучения через повторение, организацию индивидуальной работы. Кроме того, мне нужно это для работы с родителями.

         Моя цель  не научить, а рассказать о своем  опыте работы и призываю коллег к активному обмену. И как сказал Бернард Шоу: « Если у тебя есть яблоко и у меня есть яблоко, и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко… Если у тебя есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!»