Создание благоприятных условий образовательной деятельности и профессиональная компетентность педагога – важнейшие условия повышения качества образования

Создание благоприятных условий образовательной деятельности и профессиональная компетентность педагога – важнейшие условия повышения качества образования.

Уважаемые коллеги, гости и приглашенные!

Накануне нового учебного года я приветствую всех собравшихся в этом зале: кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения, гостей и участников августовской педагогической конференции.

Традиция проведения педагогических советов, обсуждения на них перспектив развития системы, проблем, интересных проектных предложений, была заложена еще в прошлом веке. По ним можно увидеть всю историю развития образования района, Чувашии, его успехи и кризисы.

Одной из главных задач системы образования, которая живет сегодня в условиях модернизации, является повышение качества образования. Учитель в образовании выступает главным действующим лицом любых преобразований. В связи с этим, необходимым условием повышения качества образования становится освоение педагогами новых целевых ориентиров процесса образования, развитие и формирование профессиональной компетентности педагогических работников.

Современные проблемы требуют от педагога новых профессиональных и личностных качеств, таких, как системное творческое мышление, информационная, коммуникативная культура, конкурентоспособность, лидерские качества, жизненный оптимизм, умение создавать свой положительный имидж, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, наличие навыков сохранения и укрепления здоровья, выживаемость, стрессоустойчивость.

Качество педагогических кадров - самый важный компонент образовательной системы района потому, что реализация всех остальных компонентов напрямую зависит от тех человеческих ресурсов, которыми обеспечена районная образовательная система.

Именно на педагогов возложена функция реализации образовательных программ нового поколения на основе передовых педагогических технологий, им определена миссия подготовки подрастающего поколения к жизни в будущем и воспитания человека с современным мышлением, способного успешно самореализовать себя в жизни.

 

С вступлением в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого самостоятельного уровня общего образования. В связи с этим стандартизация дошкольного образования приобрела особую актуальность. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Муниципалитет за последние годы провел большую работу по обеспечению равных стартовых возможностей для всех детей района. И все же, основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.

Система дошкольного образования представлена 9 дошкольными образовательными учреждениями и 5 дошкольными группами в 5 общеобразовательных учреждениях. По состоянию на 01 августа 2016 года в них воспитываются 591 детей, что составляет 61% детей в возрасте от 1  до 6 лет (в республике – 79,7 процента).

Выросло количество педагогов дошкольных образовательных учреждений с высшим образованием. По состоянию на 1 августа 55 педагогических работников из них 38 имеют первую квалифицированную категорию.

Помимо обеспечения доступности дошкольного образования на первый план выходит и обеспечение его качества. В дошкольных учреждениях реализуются программы, отвечающие современным требованиям развития дошкольников. Использование в воспитательно-образовательном процессе современных программ и технологий в прошедшем учебном году позволило работникам и воспитанникам успешно участвовать в муниципальных и республиканских конкурсах различной направленности.

Два дошкольных учреждения участвовали в Республиканском конкурсе для дошкольников и младших школьников «Новый год стучит в окно», воспитанник МБДОУ «Чепкас-Никольский детский сад «Чебурашка» занял 3 место в номинации «Рукавичка Деда Мороза». Воспитанница  МБДОУ «Шемуршинский детский сад «Сказка» Ларшникова Анастасия получила Диплом 1 степени Минобразовании Чувашии в номинации «Янра саввам хыттанрах» и сертификат в номинации «Илемле чаваш юрри» по итогам республиканского конкурса-фестиваля народного творчества «Хунав» среди воспитанников ДОО.

Из года в год традиционно проводится конкурс среди педагогических работников дошкольных учреждений «Воспитатель года – 2016». Не стал исключением и этот год. В районном этапе  конкурса приняли участие 5 педагогических работников ДОУ района. Музыкальный руководитель МБДОУ «Шемуршинский детский сад «Ромашка» Бибукова Ольга, как победитель районного конкурса приняла участие в республиканском конкурсе «Воспитатель года Чувашии – 2016». 

Улучшается материально-техническое состояние дошкольных образовательных учреждений. Проводится  частичный  ремонт зданий и сооружений, обновляется предметно – развивающая среда, закупаются новые оборудования и инвентари.

Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

Вся деятельность системы дошкольного образования в районе в новом учебном году должна обеспечить каждому дошкольнику тот уровень развития, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях образования. Это - святая обязанность всех образовательных учреждений, в которых продолжится процесс формирования творческой и конкурентоспособной личности гражданина нашего общества.

Таких качественных изменений, которые происходят в последние годы, образование не переживало уже много десятилетий. Создание современной инфраструктуры, внедрение эффективных экономических механизмов, поддержка талантливых педагогов, обучающихся – все эти процессы направлены на формирование нового качества человеческого потенциала страны, становление людей, способных вывести экономику на путь устойчивого развития на основе инновационных решений.

Как же будет развиваться система образования района? Пожалуй, в этом зале нет человека, равнодушного к этой проблеме. В районе функционируют 11 общеобразовательных учреждений, в которых обучаются 1495 учащихся (в 2011г. - 12 школ и 1670 обучающихся соответственно). За последние пять лет количество детей в школах сократилось на 10 %. Все больше и больше выпускников 9 классов продолжают обучение в техникумах, что неизбежно ведет к реструктуризации сети образовательных учреждений.

Сейчас начинается новый уровень развития – формирование эффективной образовательной сети. Для этого за последние годы проложен крепкий фундамент: существенно обновлена учебно-материальная база.

На эти цели за 2013-2015 годы направлено 20,3 млн. рублей. (программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы, создание условий для занятий физической культурой и спортом в школах, расположенных в сельской местности, проект по комплексной компактной застройке и благоустройству сельских поселений в Чувашской Республике, комплекс мер по модернизации системы общего образования).

На подготовку образовательных организаций к новому 2016-2017 учебному году из бюджета всех уровней выделено  26,5 млн. рублей. Ведется капитальный ремонт здания МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ», завершен  капитальный ремонт спортзала в МБОУ «Большебуяновская ООШ» в трех школах созданы теплые туалеты в МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ»,  МБОУ «Чепкас-Никольская ООШ», МБОУ «Трёхбалтаевская СОШ» и планируется создание теплых туалетов еще в трех основных школах.  Особое внимание уделено обеспечению обучающихся учебниками и учебными пособиями, соответствующими федеральным государственным образовательным стандартам. В 2016 году школами приобретено учебников на сумму более 100 тыс. рублей.  Из республики поступили учебники для 6 классов на сумму более 440 тыс. рублей. К 1 сентябрю все учащиеся будут обеспечены бесплатными учебниками из федерального перечня учебников, пособиями для изучения родного (нерусского) языка, соответствующими ФГОС.

Повышение качества образования также напрямую зависит от  профессиональной компетентности педагогических кадров. Как сказано в «Профессиональном стандарте педагога»: «Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться.  

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях района работают 183 педагогических работника, 166 из них учителя. Средний возраст педагогических работников района составил 46,5 лет. На одного учителя в среднем по району приходится 9 учеников.

Основной  и острой проблемой в районе остается недостаточный приток молодых педагогов. Доля учителей, имеющих стаж работы  менее 2-х лет, составляет 1,2 % в 2016 году (по республике - 4,1 %). Нашей задачей является привлечение молодых специалистов в наши школы. Ведется индивидуальная работа образовательных организаций со студентами-целевиками. Рассматривается возможность замещения вакантных мест студентами 5ого курса педагогического университета.

 Размер оклада  молодым специалистам из числа педагогических работников определяется с коэффициентом 0,5 за счет средств республиканского бюджета и еще 50 процентная надбавка к окладу до наступления стажа работы 3 года за счет средств муниципального бюджета.

Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет различные пути развития его профессиональной компетентности, такие как: повышение квалификации, аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию, самообразование педагогов, участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов, участие в различных конкурсах.

Педагогические работники активно реализуют свое право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ: программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Ожидаемый результат повышения квалификации – профессиональная готовность работников образования к реализации ФГОС. 35% педагогических работников в этом году прошли курсы повышения квалификации.

Одним из средств реализации новых направлений является и аттестация педагогических кадров, задача которой – стимулирование роста профессионализма и продуктивности педагогического труда.

30,72% педагогических работников в 2015-2016 учебном году подтвердили свою первую квалификационную категорию, что на 6% больше чем в прошлом году.

В течение учебного года в районе и республике проводились мероприятия, направленные на повышение престижа учительской профессии и качества педагогического труда. В этом учебном году с 3 по 4 марта 2016 года в районе прошел XXVII республиканский методический фестиваль "Уроки физики в современной школе". В нем приняли участие более 70 учителей физики Чувашии, победители и призеры районных и городских фестивалей, участники предыдущих фестивалей, а также молодые учителя. Программа фестиваля включала в себя открытые уроки и внеклассные мероприятия, круглый стол по проблемам преподавания физики и интеграции их с другими предметами.

Надо отметить, что по итогам конкурса уроков в числе победителей и призеров стали  учителя Шемуршинского района: Кудряшова Ирина Вадимовна,  Сергеева Валентина Вячеславовна, Егорова Людмила Калистратовна,  Мамонтова Надежда Георгиевна, Сарандаева Валентина Николаевна, Исмагилов Шефкет Шарифзянович.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. С этой целью ежегодно в республике и в районе проводятся различные конкурсы, фестивали, конференции в которых приняли участие более 20% педагогов района. Самыми значительными стали  конкурсы «Учитель года», «Воспитатель года», «Самый классный классный».

О растущем потенциале наших педагогов говорят те дела, которыми можно гордиться не только на муниципальном, но и на республиканском уровне.

Честь Шемуршинского района в республиканском этапе конкурса «Учитель года» защищала учитель математики Кудряшова Ирина Вадимовна. В конкурсе «Социальный педагог года»  достойно   представляла район социальный педагог Шемуршинской средней школы Ревунова Ирина Валерьевна, которая стала победителем.

Призерами в республиканских конкурсах «Педагог – психолог года» и «Самый классный классный» стали педагог – психолог Николаева Людмила Николаевна и классный руководитель Убасева Елена Викторовна Шемуршинской средней школы.

Ежегодно Валиев Ирек Рифкатович и Паймина Галина Владимировна становятся призерами методического фестиваля учителей биологии и химии.

Как мы  уже говорили от профессиональной компетентности педагога напрямую зависит качество образования.

На уровне образовательного учреждения оценка качества образования представлена двумя процедурами: государственной итоговой аттестацией выпускников, освоивших образовательные программы основного и среднего общего образования как процедура внешней оценки, а также промежуточной и текущей аттестацией учащихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.

Уровень освоения образовательного стандарта позволяют оценить результаты основного государственного экзамена, и единого государственного экзамена. Именно с введением ЕГЭ наши выпускники получили возможность поступать в вузы находящиеся за пределами нашей республики и освоить желаемую профессию. Еще в 2014 году была существенно доработана процедура проведения ЕГЭ. Введена трёхуровневая система контроля за процедурой ЕГЭ, привлечены  региональные и федеральные наблюдатели.

В этом году все  выпускники 11 классов, успешно сдали оба обязательных экзамена в форме ЕГЭ и получили аттестаты о среднем общем образовании.

(в 2015 году успешно сдали  - 98,63%, в 2014 году – 97,01%).

(в 2015 году не получил аттестат 1 выпускник, что составляет 1,36%  в 2014 г. –2,98).

Не так хорошо обстоят дела с выпускниками 9 –х классов . 10 выпускников и это 6,25%, будут пересдавать математику в сентябрьском дополнительном этапе.

Подробнее результаты экзаменов учителя района обсудили в ходе работы сегодняшних секционных площадок.

Одним из традиционных показателей качества образования является число выпускников, награждённых золотыми медалями «За особые успехи в обучении» Хочу отметить, что в районе золотыми медалями награждены 10 выпускников 11 класса из них

·     6 выпускников из «Шемуршинская СОШ»

·     4 выпускника из «Карабай-Шемуршинская СОШ»

Что составляет 15%  от количества выпускников.

С целью оценки уровня общеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии с требованиями ФГОС НОО впервые в мае этого года для учеников 4 –х классов провели Всероссийские проверочные работы. Проведение таких работ направлено на обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Полученные результаты показали, что 96,83% учеников района справились с заданиями по математике, 91,13% справились с заданиями по русскому языку, 97,47% справились с заданиями по окружающему миру. 5 учеников из 158 набрали максимально возможный бал по математике.

По результатам анализа проверочных работ общеобразовательным учреждениям необходимо разработать систему мер по повышению качества обучения в 4-х классах. Результаты проверочных работ необходимо использовать для совершенствования методики преподавания русского языка, математики в начальной школе, для создания индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Базовое содержание образования не ограничивает возможности для одаренных и талантливых детей. Проявить свои способности они могут в олимпиадах школьников, которые по сути являются результатом работы образовательной организации и педагогического коллектива в целом. Изменения в системе отбора учеников привели к тому, что на региональный этап попали не все победители муниципальных олимпиад.

Тем не менее, наблюдается положительная динамика, число отобранных на региональный этап  ВОШ в этом году увеличилось с 15 в 2015 году до 36 в этом году, что  на 58% больше. Также увеличилось и число призеров. В 2015 году был один призер, а в 2016 году два призера по ОБЖ.

В сфере дополнительного образования участие детей и молодежи в программах дополнительного образования осуществляется в разных формах. Наряду с реализацией программ в учреждениях дополнительного образования, с учетом перехода на новые образовательные стандарты в школе активно развивается система программ внеурочной деятельности. В целом охват детей внеурочной деятельностью составляет 55.1% от количества школьников

В 2014 году разработана и утверждена Концепция развития дополнительного образования детей, которая определяет актуальные и перспективные направления изменения действующей сегодня системы.

Активно развиваются разные формы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания детей. В Карабай-Шемуршинской средней школе патриотическому воспитанию учащихся уделяют серьезное внимание. Так, команда школьников под руководством Ермолаева Ю.Ф. в 2013-2015 годах становилась призером республиканских юнармейских игр, а в 2016 году ребята стали победителями республиканских юнармейских игр «Зарница» и «Орленок». В сентябре на окружном финале военно-спортивной игры «Зарница Поволжья» им предстоит защищать честь республики.

В МБОУ «Шемуршинская СОШ» вот уже 5 лет реализуется проект «Танцующая школа».  Ежегодно школа становится победителем в республиканских конкурсах среди участников проекта «Танцующая школа».

В каждой школе района действуют волонтерские отряды. Всего добровольческой деятельностью охвачено около 200 детей и молодежи.

На базе 3 школ действуют военно-патриотические клубы с охватом 60 детей. Клуб «Подвиг» МБОУ «Шемуршинская СОШ» стал призером республиканского фестиваля «Нам этот мир завещано беречь».

Развивается направление технического творчества. На базе  общеобразовательных учреждений  функционируют  15 детских объединений технической и научно-технической направленностей,  в них занимается 220 детей (2014- 2015 учебный  год-  196 детей).

Одним из направлений научно-технического творчества обучающихся является робототехника. Две средние школы имеют робототехнический комплект — это набор оборудования для организации внеклассной работы обучающихся технического профиля, включающий программное обеспечение, аппаратную часть и методические материалы, сопровождающие его использование в образовательном процессе. В детских объединениях по робототехнике занимаются 43 ребенка (в прошлом учебном году- 30 детей). В республиканском конкурсе по робототехнике воспитанники Сергеевой Валентины Вячеславовны МБОУ «Шемуршинская СОШ» стали призерами.

В учреждениях дополнительного образования 46,6% детей возрасте от 5 до 18 лет охвачены дополнительным образованием.

Высоки достижения и у воспитанников детской юношеской спортивной школы на региональном и всероссийском уровнях,  30 призовых мест в различных соревнованиях только за  этот учебный год.

По итогам года в номинации на лучшее использование физкультурно - спортивных комплексов в 2015 году муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Туслах» Шемуршинского района Чувашской Республики заняла первое место. В республиканском смотре - конкурсе среди ДЮСШ с количеством занимающихся до 400 человек наше учреждение заняло 3 место, и было награждено дипломом Минспорта Чувашии и денежным вознаграждением в размере 10000 рублей.

Школа выиграла республиканский конкурс проектов по образовательному туризму и получила 200 тыс. рублей.

Организация отдыха и оздоровления детей — одно из приоритетных направлений деятельности районной системы образования. Воспитательная ценность системы каникулярного отдыха состоит в том, что она создаёт условия для целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, игру и другие сферы возможного самоопределения.

В этом году на эти цели было выделено 920,0 тысяч рублей, что на 20 тыс. руб. больше чем в прошлом году.

В загородных оздоровительных лагерях отдохнули 106 детей, из них бесплатно получили путевки 8 детей.

В 2016 году в 9 пришкольных лагерях дневного пребывания отдохнули 333 ребенка.

 Кроме того 50 детей находящихся в трудной жизненной ситуации отдохнули в лагерях с дневным пребыванием на базе двух учреждений дополнительного образования детей.

В палаточном лагере отдохнули 121 ребенок, а образовательным туризмом в этом году было охвачено 239 детей.

За пределами республики отдохнули и оздоровились всего 8 детей.

Стратегические цели развития образования направлены, прежде всего, на формирование человека XXI века: профессионально и социально мобильного, высоконравственного, культурного, здорового.

Каждому человеку хочется увидеть и оценить результат своего труда. Хочется этого, естественно, и школьному учителю. Но он, педагог в школе, в этом отношении сильно отличается от людей большинства других профессий. Большинство людей видит результат своего труда достаточно быстро. Портной пошил костюм, заказчик одел его – и сразу видно, хорошо или плохо пошит костюм. Строитель построил дом, в него вселились люди – и скоро становится ясно, удобно или неудобно жить в этом доме. Совсем другая ситуация у учителя. Он готовит людей к будущей жизни – по большому счету, он готовит общество следующего поколения. И результат его труда станет ясно виден только через пару десятков лет, когда будет видно, успешны ли в жизни сегодняшние ученики.

Оценить работу учителя сможет только повзрослевший его сегодняшний ученик и то общество, в котором ему предстоит жить. Однако все это станет ясным не так уж скоро после обучения в школе.

Сегодня мы создаем мир, в котором будем жить завтра.  Необходимо внедрение эффективных механизмов сотрудничества всех уровней власти, педагогического сообщества, гражданского общества, средств массовой информации, родительской общественности в области воспитания детей.

Уважаемые коллеги!

Мы вновь начинаем учебный год!

Любое образовательное учреждение – это особый мир, в котором пересекаются интересы детей, родителей, педагогов и всех заинтересованных. Мы вместе должны сделать всё, чтобы детям и молодежи  было комфортно, безопасно и хорошо, чтобы они шли в наши школы с радостью и интересом.

Я поздравляю всех Вас с новым учебным годом, самые искренние пожелания творческих поисков и удач в нашей благородной деятельности на благо нашего района и нашей любимой Чувашской Республики и Российской Федерации.