22 ноября – день рождения великого российского писателя, исследователя лексики, этнографа Владимира Ивановича Даля, автора «Толкового словаря живого великорусского языка».

22 ноября в России отмечается уже ставший традиционным праздник русской словесности- День словаря. Праздник учреждён в 2010 г. по инициативе Общества любителей русской словесности и музея В.И. Даля. Словарь – это не просто книга, он собой завершает и одновременно предвосхищает множество книг, он подводит итог развитию языка и прокладывает ему пути в будущее.
Этот день выбран не случайно. Именно 22 ноября – день рождения великого российского писателя, исследователя лексики, этнографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872), автора «Толкового словаря живого великорусского языка». Не случайно этой книгой пользовались – и вдохновлялись ею – столь разные писатели, как А. Белый и В. Хлебников, С. Есенин и А. Солженицын.
Учителя русского языка и литературы, библиотекарь вместе с учащимися школы присоединились к празднованию Дня словарей и энциклопедий.
В библиотеке для детей была оформлена книжная выставка "Вселенная
в алфавитном порядке
», где были представлены универсальные, тематические, отраслевые словари и энциклопедии. Чтобы дети овладели необходимым минимумом библиотечно-библиографических знаний, умений и навыков, ребятам было предложено выполнить задания, используя словари и справочники, представленные на выставке. Учащиеся узнали много интересного о школьных словарях и приняли участие в конкурсе «Кто лучше знает словари». Ребята отметили, что обращаться к справочным изданиям нужно и полезно, так как словари и энциклопедии обогащают кругозор.
Также прошли «Словарные уроки», посвященные Владимиру Далю и вопросам формирования и развития культуры пользования словарями: «Собирал человек слова» (5 класс), «История возникновения толкового словаря живого великорусского языка» ( 6-8 классы ), «Жизнь и творчество В.И. Даля» (9-11 классы).
На уроках звучали стихи о словарях. Одно из них- поэтическое свидетельство необходимости словаря.

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой...».
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть. С. Я. Маршак.
Такие уроки способствуют повышению интереса к чтению, расширяют читательский кругозор , повышают интерес к библиотекам.

.