Внеурочная работа в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты в системе образования Шемуршинского района

2012-2013 учебный год был годом обновления и дальнейшего внедрения новых государственных образовательных стандартов.

В первых классах школ Шемуршинского района федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования начали вводиться с 1 сентября 2011 года. В преддверии внедрения ФГОС отделом образования и общеобразовательными школами была проведена большая работа. В каждой школе была в полном объеме разработана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность по внедрению ФГОС. Особенности введения ФГОС второго поколения были рассмотрены на родительских собраниях, информация о ходе введения ФГОС размещена на сайтах школ района.

ФГОС предъявляет высокие требования к личности учителя. Новой школе нужен новый учитель. В связи с этим на протяжении двухлет  шло активное освещение и разъяснение концепции государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения среди педагогических работников района. Все учителя  начальных классов и руководители  прошли курсовую подготовку. Проделана работа по улучшению   материально-технического обеспечения для реализации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями стандарта:

- оформлено рабочее место учителей 1-2 классов. Все компьютеры подключены к локальной сети и сети Интернет. Согласно требованиям Санпин в классах начальной школы произведена замена мебели. В настоящее время осуществляется поставка недостающего компьютерного оборудования для начального звена. Пополняется учебно-лабораторное, спортивное и др. оборудование.

-  формируются   библиотечные фонды общеобразовательных учреждений  в соответствии с  требованиями ФГОС. Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки. Приобретаются школами электронные образовательные ресурсы. К новому учебному году библиотечный фонд начальной школы расширен на 2972 экземпляра.

 По новым стандартам в прошедшем учебном году занимались 301 учащийся 1-2 классов,  что составило 49,4% из числа учащихся начальных классов.  1 сентября 2013 года в образовательные учреждения придут 149 первоклассников и  449 учеников будут обучаться по новым государственным стандартам, что составляет 74% от числа учащихся начальных классов.

В процессе реализации педагогами ФГОС можно отметить  следующие положительные тенденции:

  • положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно- измерительный инструментарий);
  • использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий, развивающих систем обучения;
  • появились первые результаты среди учащихся 1-2 классов:

- 5 учащихся первого класса МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ» стали победителями Всероссийской дистанционной олимпиады «Домик-семигномик», проведенной Центром дистанционных творческих инициатив «Радиус» (рук. Медведева Валентина Владимировна)

- ученица 2 класса МБОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» Угарина Кристина стала призером  республиканского  конкурса «Будущий хлебопек»: в номинации «Лучшая фотография» (рук.Ермолаева Наталия Валентиновна);

- учащиеся 2 класса этой же школы  стали призерами республиканского этапа Всероссийского конкурса «Спорт как альтернатива пагубным привычкам», (рук. Угарина Елена Васильевна).

Но наряду с положительными моментами есть проблемы, требующие решения:

  • В каждой школе необходимо провести коррекцию всех разделов основной образовательной программы начального общего образования;
  • Подготовить рабочие программы курсов учебных предметов и курсов внеурочной деятельности не только учителям начальных классов, но и учителям-предметникам, работающим в классах, реализующих ФГОС.
  • Охват курсовой подготовкой по проблемам внедрения ФГОС составляет в целом по образовательным учреждениям всего 35,5%, в том числе по руководителям  85%.,что крайне недопустимо в преддверии перехода к ФГОС основного общего образования. Особо хочется отметить неудовлетворительную работу администраций МБОУ «Большебуяновская ООШ», МБОУ «Малобуяновская ООШ» по  курсовой переподготовке учителей, где от 20-до25% педагогических работников последний раз повысили свою квалификацию в 2003, 2004гг.
  • Актуальной остаётся задача формирования общеучебных умений и навыков и компетентностей, которые заложены в новых ФГОС. По результатам входного мониторинга первоклассников в сентябре 2011года  было выявлено, что к обучению в школе готовы 79 % детей, из них 26% - имеют высокий уровень готовности к школе, 21% могут испытывать определенные трудности в обучении  в связи с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности. По результатам  итогового мониторинга с комплексной работой не справились 6% первоклассников. Недостаточно  велась работа со способными детьми. На начало года детей с высоким уровнем готовности  было 26%, а повышенный уровень заданий в итоговой работе выполнили только 10%. Поэтому необходимо усилить работу в данном направлении и обратить внимание на  формирование у учащихся основ умения учиться и организовывать свою деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт – принципиально новый для отечественной школы документ. На сегодняшний день разработаны и утверждены новые стандарты по всем ступеням общего образования. Обязательный переход на ФГОС в пятых классах запланирован на 2015, а в десятых классах – на 2020 год.

Необходимо отметить, что в стандарте  значительно усиливается воспитательная составляющая деятельности школы. В ее задачи входит развитие личности обучающегося не только в рамках урочного пространства, но и во внеурочной деятельности, организуемой по пяти направлениям (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), через такие формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д. Количество часов, отводимое на внеурочную деятельность нефиксированное, что позволяет каждой школе рационально планировать занятость обучающихся в течение дня и выбрать  свою оптимальную  модель организации внеурочной деятельности обучающихся на основе изучения  запроса родителей и учащихся.

Внеурочная деятельность в образовательном учреждении существовала всегда, но ФГОС наполнил ее новым содержанием. Педагогические коллективы школ в течение последних двух лет   внедряют в практику методики и технологии, соответствующие требованиям ФГОС не только в 1-2 классах. Происходит корректировка сложившейся в течение последних десятилетий системы воспитательной  работы в целом.

В целях системных изменений в сфере воспитания, дополнительного образования в районе разработана и реализуется программа "Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе Чувашской Республики на 2011 - 2020 годы". В соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с учетом опыта реализации традиций воспитательной деятельности образовательных учреждений в школах разработаны Программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. Воспитательный процесс в начальных классах  осуществляется по школьным Программам воспитания и социализации учащихся начальной школы, разработанной на основе воспитательного компонента ФГОС.

В общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования разработано 210 программ внеурочной деятельности

В прошедшем учебном году  в  районном  масштабе проведены  56 спортивных и 153  творческих мероприятиий. Школьники района стали участниками многих  республиканских мероприятий, проводимых Министерством образования  и молодежной политики Чувашской Республики. Победителями  и призерами республиканских конкурсов стали  40 человек,  победителями и призерами конкурсов федерального уровня стали 5 человек (всего победителей и призеров двух уровней на 11% больше, чем в прошлом учебном году).