В последние годы стали очень популярны занятия декоративно-прикладным творчеством. Возрос интерес к национальным ценностям, художественным традициям чувашского народа. Поиски новых средств выразительности приводят к желанию вникнуть в истоки национальной культуры. Изучение народных промыслов является эффективным средством развития личности школьника, решения многих воспитательных задач. Включение детей в эту деятельность позволяет приобщить их к духовно-нравственным ценностям своего народа, к национальной культуре, сформировать эстетический вкус. Воспитать уважение и интерес к труду. При этом реализуются и основные задачи технологического образования: формирование технологических знаний; умений и навыков работы с ручным, механизированным инструментом и станочным оборудованием, привитие навыков безопасной работы и приемов рациональной организации рабочего места. У детей формируются культура труда и общения, социальный опыт работы в коллективе, умение использовать элементы исследовательского, творческого подхода к жизненным ситуациям, делать выбор из множества возможных решений художественной обработки изделий. Следует признать, что на протяжении долгого времени к изделиям народного искусства относились в основном как к сувенирной продукции. А ведь изучение народного творчества способствует пониманию того, что в произведениях мастеров таятся образное мировосприятие и высокая духовность. Народное искусство, таким образом, представляет собой одновременно материальную и духовную культуру. Традиционные народные промыслы Чувашии исключительно разнообразны по видам используемых материалов и технологий, что обусловливает их высокий педагогический потенциал.
В школах Шемуршинского района накоплен большой опыт приобщения школьников к традиционным художественным промыслам и рукоделию, как в рамках образовательной области «Технология», так и в системе дополнительного образования. Широкое распространение получили художественная обработка различных материалов: дерева, металла, керамика, плетение из ивовых прутьев, роспись по древесине, бондарное дело.
Предмет «Технология» имеет широкие возможности для сохранения и возрождения материальной культуры прошлого. Знакомство школьников с традициями, различными видами народного искусства и ремесел, оформлением жилища способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений. Изучение образцов декоративно-прикладного искусства родного края, поиски новых средств выразительности приводят к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше. Все это рассматривается в качестве обоснования для использования на уроках технологии элементов декоративно-прикладного искусства чувашского народа. Очень важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит у нас путем включения школьников в практическую деятельность по изготовлению традиционных изделий. Практика показывает, что это делает их более привлекательными для учащихся, расширяет их кругозор, формирует чувство гордости за свой народ, воспитывает художественный вкус.
Поскольку интерес к народным промыслам у многих учащихся большой, в ряде школ района работают кружки по декоративно-прикладному творчеству. Например, в МБОУ «Чепкас-Никольская ООШ» свыше 15 лет действует кружок декоративно-прикладного творчества «Юный мастер». Здесь дети по своему желанию изготавливают различные изделия из дерева, металла, глины. Основное его направление – художественная обработка древесины, изучение истории, культуры и быта чувашского народа. В ходе работы различных пород учащиеся понимают, что мастера чувашского народа хорошо знали свойства деревьев. Из прочной дубовой древесины они мастерили бочки для засолки, для хранения меда выдалбливали посуду из липового бревна. Из липы же точили матрешки, деревянные игрушки, ковшики, стаканчики, подсвечники. Усваивая эти свойства различных пород деревьев, кружковцы сами начинают вырезать ложки из клена. Для изготовления разделочных досок для школьной столовой используют березу. Работы выполняются как индивидуально, так и коллективно. Многие учащиеся овладевают этой работой, можно сказать, на профессиональном уровне. Свидетельство тому выполняемые ими резные сувениры и игрушки.
Ребята изучают работы старинных мастеров, изучают литературу, собирают материал у деревенских старожилов. Для углубления и расширения знаний по декоративно-прикладной культуре родного края учащиеся совершают экскурсии в этнографический музей культуры чувашского народа, выполняют зарисовки и замеры отдельных его элементов, фотографируют фрагменты декора наличников, карнизов. По собранным материалам они воссоздают образцы заинтересовавших их узоров, изготавливают картонные шаблоны, по которым затем выполняют изделия. Учащиеся готовят интересные экспонаты, учитывая традиции и быт чувашского народа. Почти во всех домах села можно встретить нарядно украшенные прялки, подсвечники, ковшики, письменные столы, изготовленные руками учеников. Работы учащихся не раз выставлялись на районных конкурсах, выставках и занимали призовые места.
Чувашия, кроме древесины, богата глиной, и она является для кружковцев вторым дешевым материалом для занятий. Глиной работают в основном учащиеся 5-8 классов. На глазах «вырастают» целые зверинцы, скульптурные фигурки. Работа с глиной – это интеграция изобразительного искусства и технологии. На первом идет поиск художественного образа, готовится эскиз будущего изделия, подбирается цветовая гамма, на втором – учащиеся лепят, стачивают, создают свои фигурки.