Целью данного исследования было определение степени удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в педагогическом коллективе и своим положением в нем.
В анкетировании приняли участие 112 (60%) педагогов района.
Все мы большую часть времени проводим в коллективе, и наше настроение во многом зависит от благоприятного климата в коллективе, благополучной психологической атмосферы между руководителем и подчиненными, между учителем и учащимися, между коллегами по работе. 86 % педагогов в школах района идут в школу с хорошим настроением, 11 % - без подъема и приподнятости, но есть и те, кто приходит с плохим настроением (2 %). В школе ожидают общения с коллегами 83 % педагогов, 13 % - безразличны к окружающим, а 2,7 % не хотят общаться ни с кем. В процессе делового общения 89% опрошенных проявляют доброжелательность и доверительность, снисходительны 4 %, нервозны и раздражительны 2 % педагогов.
Все мы разные: со своими привычками, характером, каждый день жизни нам диктует свои условия, и все мы зависим от сложившихся обстоятельств в какой-то момент. Каждый из нас на них реагирует по-разному. А проработав много лет со своими коллегами по работе, ты уже знаешь манеры общения со всеми: к кому-то можно подойти по-дружески, к кому-то более корректно. Успех каждого из коллег вызывает у 79 % педагогов – радость. Нового члена коллектива 91 % учителей встречает доброжелательно и радушно, избирательно – 5 % и безразлично - 2 % . Критические замечания коллегам 38 % педагогов предпочитают высказывать в узком кругу, но 50 % учителей вообще не считают нужным делать это.
Педагоги предрасположены к стрессам, так как труд учителя требует высокой квалификации, связан с необходимостью постоянно овладевать новыми знаниями, с высокой степенью ответственности за результаты работы. При этом педагоги постоянно встречаются с множеством конфликтных ситуаций в течение рабочего дня. В случае неприятности на работе 47 % учителей района ищут причину в себе, 3 % - ищут причины в других, 40 % - пытаются разрешить проблему сразу, а 10 % не обращают внимания и полагаются на время.
Среди причин, отрицательно влияющих на самочувствие, педагоги отметили следующие: изменение мировоззрения детей, уровень их воспитания в семье; недоброжелательное отношение со стороны коллег, родителей; безответственное, безразличное, равнодушное отношение детей к учебе, неумение вести себя; несправедливое отношение администрации школы к некоторым учителям; психологический микроклимат в коллективе; неудовлетворенность результатами работы; разговор директора с педагогами на повышенных тонах; температурный режим в школе; закрытие школ (нет перспективы).
Из всех опрошенных педагогов 80 % имеют стаж работы в школе более 10 лет, 13 % педагогов - 4-10 лет, 2% - 2-3 года и 2 % работают первый год.