Важная проблема современности - формирование у школьнков толерантности

Вот уже несколько лет мы живем в 21 веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее. Сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве. К сожалению, нетерпимость к представителям иных культур через СМИ, социальное окружение детей все чаще проникает и в школу. Расизм, националистические предрассудки, дискриминация становятся распространенным явлением в детской среде. Многими учеными подчеркивается, что особенно важной проблемой сегодня становится проблема формирования толерантности у школьников. Но процесс формирования толерантности не является самопроизвольным – он требует создания благоприятных педагогических условий. Речь, таким образом, идет о воспитании в ребенке толерантности – ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

     Ответить на эти и другие вопросы помогают результаты анкетирования, проведенного в период с 23 ноября по 1 декабря 2010 года Центром диагностики и консультирования отдела образования, молодежной политики и культуры совместно с социальными педагогами школ района среди учащихся 9-11 классов образовательных учреждений района. В исследовании приняло участие 186 (40%) школьников 9-11 классов. 

     С целью выяснения отношения учащихся к национальной принадлежности учащимся было предложено ответить на ряд вопросов.

     По результатам исследования 50% школьников считают себя русскими, 37% - чувашами, 6% - татарами  и 7% - ученики другой национальности.

          На вопрос «Как относятся в Вашей семье к людям другой национальности?» 74% ответили положительно, 2% негативно, 4% учеников ответили, что в их семье к людям к другой национальности относятся объективно, выделяя и хорошее, и плохое  и 20% ответили, что равнодушно.

     На вопрос «Раздражает ли Вас, когда люди одной национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?» 40% ответили: «Да, раздражает, считаю, что в многонациональной стране нужно говорить на доступном для всех языке», 28% ответили, что люди имеют право говорить на своем языке где угодно и когда угодно и 12% учеников считают это вполне естественным.

    «Как бы Вы отнеслись, если бы кто-либо из Ваших ближайших родственников вступил в брак с человеком другой национальности?»

- 23% школьников считают такой брак нежелательным;

- 35% учеников предпочли бы человека своей национальности, но возражать бы не стали; - для 8% респондентов национальность в браке не имеет значения, если муж (жена) соблюдает обычаи народа жены (мужа);

- 21% ответили, что национальность в браке не имеет никакого значения;

- 13% респондентов затруднились ответить.